00:19 

Почему визуальные конспекты лучше запоминаются?

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Алан Пайвио и его теория двойного кодирования

Алан Пайвио - еще один психолог (канадский), известный своими работами в области психологии памяти.

Именно он предложил теорию "двойного кодирования": если говорить простым языком, она предполагает, что для запоминания вербальной (словесной) информации и визуальной мозг использует разные системы.



То есть для запоминания слова и визуального образа этого слова используются разные виды памяти - и эмпирически доказано, что их совместное использование значительно улучшает запоминание.

"Эмпирически" - это означает, что эксперименты Пайвио показали, что использование при запоминании параллельно и слов, и символов улучшает и полноту, и правильность воспроизведения изученного материала. (На самом деле это еще куча народу после него исследовала, но он, похоже, был одним из первых))

Подробнее можно почитать у Величковского - ну или вот я нашел статью, если кому-то интересно)

А еще считается, что за восприятие и запоминание слов отвечает левое полушарие, а символов и образов - правое. И вроде бы это уже доказано, но я не могу найти ссылку на исследование. (На самом деле правое полушарие преимущественно отвечает за восприятие визуальных образов, а левое - преимущественно вербальных (Эран Зайдель, 1975) - главная идея в том, что ассиметричное распределение функций все-таки налицо!)

Когда мы слушаем лекцию и параллельно делаем визуальный конспект, мы заставляем работать и вербальную, и визуальную память, и правое, и левое полушарие нашего мозга. Параллельно и одновременно - и это действительно улучшает запоминание в разы)

Даже просто рисование во время слушания лекций повышает запоминание:



А при составлении визуальных конспектов мы не просто рисуем что попало, а в одно и то же время:

- слушаем;
- анализируем информацию;
- переводим ее в визуальные символы и образы;
- зарисовываем и записываем;
- фиксируем и запоминаем эмоции, которые при этом испытываем!

то есть одновременно задействуем:
- и словесно-логическую память, и образную;
- и визуальную, и аудиальную, и моторную;
- и, в добавок, эмоциональную и сенсорную.

Естественно, это способствует лучшему запоминанию материала, чем просто записывание текста! Честно говоря, многие из моих однокашников в колледже умудрялись записывать лекции дословно, вообще не приходя в сознание - то есть использовали только слуховую и максимум моторную память. И потом не могли расшифровать собственные конспекты)

Во время визуального конспектирования мы полностью погружаемся в материал и задействуем максимум видов памяти.
Это способствует и лучшему усвоению, и лучшему запоминанию информации: даже спустя длительное время вы можете воспроизвести лекцию почти полностью, только взглянув на конспект. Я тому свидетельство - даже несмотря на то, что мой первый визуальный конспект, мягко говоря, не шедеврален (обещаю показать участникам курса на первом занятии)) - тем не менее, свою функцию от выполняет отлично: даже сейчас, спустя несколько месяцев, я прекрасно помню все нюансы того интервью, хотя у меня и не было цели их заучить)

А вот свидетельства участников первого потока "визуальных конспектов (выделение болдом - мое):
Пишет Мотока (участник первого потока "визуальных конспектов" после трех занятий):
28.12.2014 в 01:32

на меня свалилась работающая работа и я даже поспать не всегда успеваю, поэтому стопорнулась после третьего занятия, но до нг очень надеюсь за один присест все осилить. но я пришла сказать вот что. недавно у меня было странное мероприятие от работки под названием "школа админов", что-то вроде повышения квалификации, что включало в себя 2х часовую лекцию, и я сделала там всамделешный визуальный конспект. при этом абсолютно не задумываясь, просто помечала и зарисовывала какие-то понятия, моменты и т.п. может быть он был не самый "канонный", но одно я могу сказать точно: на мои обычный записи, до того как я узнала что такое визуальные заметки, это было точно не похоже.
в результате я запомнила намного больше, и потом, при повторении, не смотрела на километры неровных записей, а просто пробежала глазами "картинки" и в голове все воспроизвелось.
это очень офигенно. :heart: когда первый раз читала что это такое я, ну если честно, не очень верила в то, что на практике это стопроцентов применимо. любопытно - да, но применимо ли? и оказалось, что это не только применимо осознанно, когда ты специально садишься делать конспект, но и подсознательно! стоило только узнать что да как да почему и даже не владея всей теорией, не напрактиковавшись вдоволь я подсознательно визуально законспектировала нужный мне материал. я в восторге в общем!
URL комментария

Пишет iltes (тоже где-то в середине курса):
18.12.2014 в 23:38


Сегодня я не делала конспект видео, ничего не согрело настолько, что бы прямо руки зачесались зарисовать. Зато весь день конспектировала сессии с клиентами. И вот тут обнаружилась масса плюсов:
- некоторых клиентов бесит, когда параллельно разговору я веду записи, а каракули-маракули почему-то воспринимаются совершенно индифферентно.
- зачастую эмоции человека во время разговора меняются молниеносно, иногда в нюансах и для меня очень важно это изменение заметить и зафиксировать, очень легко стало это отображать значками, вместо того, чтобы писать сокращения, а потом в конце дня пытаться их расшифровать.
- расшифровка и анализ: используя для записи текст, приходилось браться за расшифровку сразу после ухода клиента, что бы ничего не забыть и не упустить. С картинками я могу выделить под это время в конце рабочего дня и разобрать все записи скопом, информация воспроизводится легче. Уже в процессе ведения записей с помощью стрелочек и спец значков можно обратить свое внимание на связь между кусочками разговора, которые на первый взгляд никак друг с другом не соотносятся. Для меня это бесценно, потому что стали очевидны визуально такие моменты, над которыми при анализе письменного конспекта приходилось поломать голову.
URL комментария

Еще был один комментарий про то, что после конспектирования человек не то что лучше запомнил, а вообще не знает, как теперь эту информацию вытряхнуть из головы)) Но поскольку я еще не дождался разрешения на публикацию этого комментария, вам придется поверить мне на слово (и пусть 30 участников первого набора будут мне свидетелями - кстати, у кого этот эффект проявляется, отпишитесь в комментариях, интересно же!)

Кстати, это лишний повод выбрать для учебного конспектирования не первую попавшуюся, а интересную и важную именно вам тему)

Обе иллюстрации - из книги Майка Роуди)

@темы: отзывы, как это работает?

Комментарии
2015-01-17 в 00:25 

Аланка
не огорчайтесь, что я вам чужая. Я и себе не очень то родня...
Я все еще помню про кофе. Прямо картинкой из своего конспекта! Еще хорошо помню про Викторию. А вот про Македонского подзабылось. Может, не так было эмоционально и красочно. Подзабылось имеется ввиду помню, но не досконально.

2015-01-17 в 00:28 

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Аланка, а если на конспект посмотреть - вспоминается?)
Я просто реально свой первый конспект, нарисованный "от балды" - до сих пор как наткнусь в блокноте, так дословно вспоминаю ВСЕ интервью! и даже форму очков интервьюера (вот я их круглыми нарисовал - а у него прямоугольные были!) и интонации Шпикермана, когда он все это говорил, и прямо все-все) На меня это такое впечатление производит, не передать))

2015-01-17 в 00:39 

Аланка
не огорчайтесь, что я вам чужая. Я и себе не очень то родня...
а если на конспект посмотреть - вспоминается?)

после быстрого просмотра конспекта вспоминаются даже кадры из видео!
А первый про кофе я на всю жизнь запомнила! (=
Самой удивительно. Причем, я помню и свои картинки и сам видеоряд. Даже секретаршу и шефа!

2015-01-17 в 00:42 

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Аланка, классно, правда? Для меня это - ну просто МАГИЯ)) даже при том, что я все механизмы прекрасно понимаю))

2015-01-17 в 01:02 

Аланка
не огорчайтесь, что я вам чужая. Я и себе не очень то родня...
классно, правда?
угу. Потому что очень обидно почитать - посмотреть и забыть! Особенно, если хотелось бы сохранить в памяти.

2015-01-17 в 01:36 

lince.
в тебе дышит солнце (с)
Касаемо исследования мозга:
В книге Роджера Хока "40 исследований, которые потрясли психологию" рассказывается об исследовании Сперри и Гэззенига. Оно одет самым первым в первой же главе.
Саму книгу довольно легко найти в инете.

2015-01-17 в 01:53 

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
lince., точно, это про неполную связь полушарий, очень крутая штука) Я это помню, но мне кажется, что первые исследования были раньше - недаром же Зайдель уже в 75 доказывал, что разделение функций полушарий неполное. Хотя я могу ошибаться, конечно - мне надо бы основы общей психологии поднять заново)

2015-01-17 в 01:58 

lince.
в тебе дышит солнце (с)
Demon Alcohol, если наткнусь еще на что, напишу )

2015-01-17 в 02:04 

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
lince., пишите обязательно - это же ужасно интересно! (ну, мне так точно, но я думаю, и остальным читателям пруф будет нелишним))

     

Визуальные заметки

главная