…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Как я не раз повторял, неважно, насколько хороши ваши изобразительные навыки: визуальные конспекты все равно работают и выполняют свою функцию, использованы в них простые схематичные рисунки или сложные красивые иллюстрации: их главная функция - помощь в анализе и структурировании информации. Главное в конспекте - это структура!
"Давайте считать, что хорошая структура - это мясо и картофель, а красота рисунка - лишь подливка" М. Роуди
Мозг любит порядок: упорядоченные и связанные в единое целое мысли и идеи воспринимаются намного проще. Некоторые способы упорядочить конспект мы уже разобрали, а сегодня поговорим о структуре конспекта более подробно)

Первое, что вам необходимо сделать в процессе прослушивания лекции или даже до ее начала - по возможности определить, к какому типу структуры она ближе.
Второе - выбрать подходящую для этой структуры композиционную схему.
Третье - в процессе конспектирования использовать композиционные приемы, которые помогут сделать структуру и композицию конспекта более явной.

1. Две (с половиной)) основные структуры

Фокус в том, что события в ходе любой живой лекции, в книге или познавательном сюжете излагаются друг за другом, последовательно, и иногда бывает сложно сходу разобраться, какая в действительности структура лучше всего подойдет для конспекта (есть соблазн постоянно использовать одну, излюбленную, или просто следовать за лектором, используя раз за разом последовательное изложение даже там, где больше подошел бы другой вариант.).
Но поскольку структур всего три, нужно всего лишь прикинуть и попробовать ответить на вопрос: что для понимания темы важнее - последовательность отдельных частей рассказа или связи между отдельными идеями? Или ни то и ни другое, и это просто набор никак не связанных между собой фактов?
И все, дальше вам останется только выбрать самую симпатичную из предложенных ниже и подходящих к выбранной структуре композиционных схем. Или придумать собственную)

2. Несколько композиционных схем; Упражнение 1

Упражнение 2:

В свободное время тренируйтесь, пытаясь найти логичную структуру в любой информации: выделяйте главное и второстепенное, пытайтесь определить, важна ли здесь последовательность и/или связь между частями, представляйте, как бы вы ее зарисовали.

Упражнение 3:

А теперь - главная часть занятия))
Как всегда, выбираем себе видео и конспектируем) Сегодняшнее видео я вам советую хотя бы частично просмотреть и прослушать до начала конспектирования, чтобы легче было определить, какая структура лучше всего подойдет для нее (и почему)).
Постарайтесь использовать новую для вас схему, если она подойдет для вашей сегодняшней лекции.
Напоминаю: выбирайте пока видео не длиннее 20 минут и не стесняйтесь ставить на паузу!
Настоятельно рекомендую попробовать конспектировать видео- или аудиолекцию: текст конспектировать проще, но конспектирование "на слух" полезнее для развития навыка и раскрепощает)
Выкладывайте скетчи и упражнения в комментарии.

PS Если вам нужна более конкретная обратная связь, чем я даю в комментариях к занятиям - задавайте вопросы здесь (там же можно попросить о помощи других участников сообщества - вместе можно найти интересные варианты)

@темы: второй набор

Комментарии
27.01.2015 в 23:27

не огорчайтесь, что я вам чужая. Я и себе не очень то родня...
а мне удалось-таки отойти от майнд-мэповской структуры! пришла с двумя лекциями по истории детской психологии
смотреть
28.01.2015 в 00:23

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Аланка, ух ты, поздравляю! Очень здорово получилось!
Я вот сейчас еще пост повешу для похвастушек - скопируете еще и туда, если не сложно? Или я сам скопирую)
Как же здорово, что вы продолжаете использовать визуальное конспектирование))
И, кстати, с "воздухом", мне кажется, у вас все отлично сейчас)
29.01.2015 в 00:20

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
lince., очень лаконично с рекламой получилось - просто идеальный минимализм) И со структурой все правильно.
Про защиту - тоже отлично, вы, по-моему, первый, кто додумался закрутить эту цепочку в спираль, классная находка!
Со списком покупок: спойлер-подсказка, читать только выполнившим задание!))
Мини-конспект про птичек удался отлично - и не только с точки зрения структуры, вы, наверное, и сами видите)
Относительно письменности - тоже немного подсказок - сначала выполните упражнение сами!)

В конспекте я у вас вижу склонность записывать цельные фразы вместо рисования или записывания отдельных понятий/образов и связей между ними: в этом нет ничего плохого, но можно сильно облегчить себе задачу, если постараться переключиться в режим визуализации - или хотя бы не записывать фразы целиком, а только ключевые понятия. Повторюсь, ваш вариант тоже неплох: вы явно фиксируете только основное, и отлично располагаете элементы конспекта на листе, и (недостижимые для меня высоты!) у вас отлично читаемый почерк!)
На будущее попробуйте все-таки абстрагироваться от построения фраз и фиксировать только образы и структуру. Не бойтесь упустить нюансы: ваша цель - не запомнить дословную формулировку, а зафиксировать общий смысл лекции. Так оно будет и быстрее, к тому же (ну, не на первых порах, когда будете только учиться переключаться - но потом точно!)
29.01.2015 в 19:36

в тебе дышит солнце (с)
Demon Alcohol, со списком покупок я, видимо, сама не поняла, что там с условием кукурузы в записке ))
В конспекте с птичками увидела сейчас еще два момента, которые можно было зарисовать, а не записать (про вес и размер). Дорисовала в конспект картинки. Ну, и на будущее учту )
Про письменность - м, да... пожалуй, там и правда можно было временную шкалу взять. Не догадалась ))
Про целые фразы - да, есть за мной такая склонность. Пока сильно цепляюсь за точность формулировок.
29.01.2015 в 23:01

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
lince., я за точность формулировок тоже сильно цепляюсь по привычке. Но когда удается от этого избавится, получается гораздо проще)
И да, очень важно понять сначала, какая именно логическая структура в высказывании, и не всегда это сразу удается. Но с практикой получается все лучше)
02.02.2015 в 11:53

Задумчиво почесав хвост о песок, Дженсен подобрался ближе (с)
Наконец-то и я добралась до этого занятия.
Рассматривая типы конспектов заметила, что внимание привлекают полностью заполненные странички, но они же и раздражают, потому что годятся только на то, чтобы разгадать ребус, если нечего больше делать. Почерпнуть полезную информацию из чужого хаотичного конспекта очень трудно. Из своего - может быть, по принципу натаскал каких-то мыслей и в голове восстановилась общая картина, если знаком с темой и хорошая память.

упражнения


читать дальше
02.02.2015 в 22:08

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Почерпнуть полезную информацию из чужого хаотичного конспекта очень трудно.
Это верно: помимо индивидуальных различий в образном/ассоциативном мышлении мешает отсутствие структуры.
Из своего - может быть, по принципу натаскал каких-то мыслей и в голове восстановилась общая картина, если знаком с темой и хорошая память.
Как ни странно, свои конспекты запоминаются намного лучше, даже если они построены в максимально хаотичной манере. Иногда вспоминаются даже те детали, которые не зафиксированы непосредственно в конспекте)
Но это надо попробовать, чтобы прочувствовать до конца - например, просмотрев один из первых своих конспектов спустя несколько недель и убедившись в том, как много можно восстановить.

По упражнениям: список покупок отличный, ничего не упустили, и условие выбора зафиксировано.
Очень здорово с поступком-характером-судьбой, по-моему, такого варианта еще не было)
И к остальным схемам не придраться: основное зафиксировано, отношения между отдельными частями наглядно показаны. В части письменности вы отлично справились и с последовательностью, и со структурой. В общем, очень у вас все классно со структурированием информации))

по поводу конспекта:
смотрите, у вас так здорово структурирована часть с разделением по источникам получения, там ясно видно, что вот по источникам получения память делится на такую-то и такую-то. Но вот с разделением по времени хранения можно было бы сделать аналогично, направив стрелки к этим трем видам от блока с "продолжительностью хранения", чтобы было нагляднее.
А на моторную и эмоциональную память по какому признаку делится, не было в передаче? Можно было бы и этот момент добавить, если бы было.
Но вы отлично справились с проблемой размещения: задача показать, что и сенсорная память тоже делится по источникам получения информации, достаточно нетривиальная, а вы ее решили очень элегантно, мне кажется.

Много мелких данных так и не нашла куда приткнуть. :(
Ничего страшного, если четкая структура в основной части конспекта будет совмещена со схемой "полный хаос" в части мелких фактов и примечаний) Так что смело "притыкайте" интересные моменты (особенно зацепившие вас эмоционально) на любое свободное место на листе)
09.02.2015 в 00:10

Make tea not war
Упражнения:


09.02.2015 в 01:03

Make tea not war
Конспект:
Конспектировала текст, а не видео, на полпути задолбалась, честно говоря. Возможно, тут будет лучше линейная структура. А лучше всего, по-моему, получились иероглифы. Но ими всё не законспектировать, да и долгие они по выписыванию.
09.02.2015 в 01:52

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Jolinar, о, здорово, с третьим занятием вас))
По упражнениям:
со структурой у вас все отлично, и главное/второстепенное вы прекрасно видите, и отношения между отдельными элементами.
Разве что вот в первом самом (про поступок-характер-судьбу) спойлер! читать только тем, кто уже выполнил задания)
про птичек и письменность - самые сложные и объемные части - вы отлично уложили в схему. В списке покупок тоже ничего не упустили- разве что спойлер!)

Насчет конспекта - совсем вы себя не щадите) Это ж такой объем огромный, судя по всему)
на полпути задолбалась, честно говоря.
Ничего удивительного!
Все-таки попробуйте отрывки поменьше конспектировать - не целиком главу, допустим, а какую-то смысловую часть. Тренироваться лучше на чем-то, что не задолбает объемом, особенно поначалу)
Насчет структуру, к сожалению, не посоветую, мне сложно разобрать текст. Но на мой взгляд структура видна и достаточно четкая, я думаю, проблем с ориентированием в конспекте быть не должно. У вас чередуются более "визуальные" и более "текстовые" блоки - и, кстати, это очень гармонично смотрится. Надо будет взять на вооружение)
Единственное что - хотя бы на время курса попробуйте отойти от стремления записывать куски текста, лучше стараться все уложить в схемы, по крайней мере, если не принципиально абсолютно точное цитирование до последнего слова.
Это я не к тому, что текстом конспектировать нельзя: можно, нужно и часто без него не обойтись. Но на время обучения лучше стремиться переключаться в визуальный режим. Потом, со временем, баланс между текстом и визуальным конспектом найдется оптимальный для вас)
09.02.2015 в 12:36

Make tea not war
Это конспект по символике в китайском искусстве. Мне всё равно это нужно выучить, так хоть совмещу))) По структуре: в нижнем правом углу про символику цвета, на каждый цвет идёт много текста. Не смогла взять столько места/так структурировать, чтобы оно влезло аккуратно и при этом всё - ещё два цвета там просто не поместились. Возможно, стоит лучи второго порядка преобразовать в колонки с текстом, но тоже не понимаю, как отвести нужное место. И чтобы отделить один цвет от другой, пришлось использовать разные цвета ручки, это, конечно, наглядно, но вот пяти разных цветов у меня бы не нашлось, например. А так было бы не видно, какой цвет к какому тексту относится.
В верхнем левом углу - геометрия, там тоже получилось хаотично, так как есть лучи второго порядка, но текста меньше, оно хотя бы влезло.
09.02.2015 в 12:38

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Jolinar, еще раз повторю: старайтесь везде, где не нужно дословное цитирование (а оно не так часто необходимо) текст заменять визуальными образами, схемами и так далее. Это короче и емче.
16.02.2015 в 00:47

Now listen to what I said, in your life expect some trouble When you worry you make it double But don't worry, be happy, be happy now
а вот и я наконец-то с конспектами... тяжко заменяются слова на образы.

урок

конспект
19.02.2015 в 22:41

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
тяжко заменяются слова на образы.
Лейла Малкавиан, это ничего, поначалу все непривычное сложно) Упражняйтесь в этом почаще - и с каждым днем будет все легче)

По структурам: все замечательно, разве что в списке покупок непонятно, что наличие кукурузы поставлено основным условием выбора между двумя наборами продуктов (да, можно логически догадаться, но учебная задача - передать именно заданную фразу максимально точно). При этом отличная визуализация, и список вышел явно нагляднее и интереснее, чем если бы его записали текстом))
С птичками: не читается, как именно жаворонковые соотносятся с воробьинообразными - хотя я уверен, что вы сами, просмотрев этот конспект даже спустя несколько недель, отлично вспомните все подробности)

2all
Уже выполнившим упражнения очень советую полюбопытствовать, как его выполнили остальные участники (если вы, конечно, еще этого не сделали)). Возможно, увидите интересные решения!
20.02.2015 в 00:07

Now listen to what I said, in your life expect some trouble When you worry you make it double But don't worry, be happy, be happy now
спасибо)
хм, с кукурузой да, как-то некрасиво получилось. я придумаю как переделать)

а вот с воробьинобразными идей нет, все годы учёбы так записывала....) пприсмотрюсь к конспектам согрупников)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии