Как я не раз повторял, неважно, насколько хороши ваши изобразительные навыки: визуальные конспекты все равно работают и выполняют свою функцию, использованы в них простые схематичные рисунки или сложные красивые иллюстрации: их главная функция - помощь в анализе и структурировании информации. Главное в конспекте - это структура!
"Давайте считать, что хорошая структура - это мясо и картофель, а красота рисунка - лишь подливка" М. РоудиМозг любит порядок: упорядоченные и связанные в единое целое мысли и идеи воспринимаются намного проще. Некоторые способы упорядочить конспект мы уже разобрали, а сегодня поговорим о структуре конспекта более подробно)
Первое, что вам необходимо сделать в процессе прослушивания лекции или даже до ее начала - по возможности определить, к какому типу структуры она ближе.
Второе - выбрать подходящую для этой структуры композиционную схему.
Третье - в процессе конспектирования использовать композиционные приемы, которые помогут сделать структуру и композицию конспекта более явной.
1. Две (с половиной)) основные структурыМне удалось выделить только две основных структуры (и одну дополнительную)): как я ни крутил в голове самые разные конспекты, их цель, так или иначе, сводится к одной из двух с половиной:
Показать последовательность идей (действий, событий) - либо показать общую картину, иерархию идей и связей между ними.

Последовательность
Последовательная структура подходит, например, к историческим сюжетам, в которых уже задана последовательность либо во времени (1905 год в любом случае был раньше 1917), либо причинно-следственная (предпосылки приводят к определенным событиям), а чаще всего - оба варианта сразу (предпосылки события, что логично, обычно ему предшествуют, а последствия следуют по времени, что, опять же, логично, после него)).

Сюда же отнесем различные алгоритмы действий: например, последовательность действий в кулинарных рецептах.
Строго говоря, алгоритм это не обязательно последовательность действий: он может включать в себя различные варианты последовательностей для разных условий - и как раз такой или более сложный алгоритм куда проще представить визуально, чем описать текстом. (пример простого алгоритма и чуть сложнее))
В визуальных конспектах с последовательной структурой, нужно помнить о порядке чтения конспекта. Привычное нашему глазу направление - слева направо и сверху вниз, так что если нет очевидно заданной другой структуры, то мы автоматически будем считывать информацию в таком порядке: от верхнего левого угла к нижнему правому. Это для нашего глаза наиболее естественный путь.

Поэтому, если в вашем конспекте важна последовательность частей, но вы построили его в менее традиционном порядке - стоит как-то обозначить ее визуально.
Например, стрелками (это самый простой и интуитивно понятный вариант) или пронумеровав блоки (этот вариант сложнее для восприятия, но тоже неплох), или совместив оба способа.
Карта связей/иерархии идей
По такому принципу построена, например, схема нашего курса: в ней хорошо видно, какие разделы включает в себя курс и что, в свою очередь, входит в каждый раздел.
Точно так же устроены генеалогические древа, по этому же принципе можно построить схему субординации (например, в компании - или в армии, где порядка больше)).

Я в таких же схемах конспектирую учебную литературу (это удобно, так как содержание целой книги можно представить на одном листе А3)
В таких схемах последовательность чтения уже не принципиальна (она может быть любой - от центрального элемента к периферическим или наоборот, или вообще хаотической): здесь нам важнее связи между элементами и общая картина. Зато здесь куда важнее становится иерархия, которую для лучшей читаемости конспекта стоит подчеркивать любыми возможными способами.
Кстати, иногда эти две схемы есть смысл совместить (подумайте сами - в каких случаях это будет уместно?)
Третья "структура", которую я назвал дополнительной, на мой взгляд, куда менее практична, да и не структура вовсе: это просто идеи, записанные/зарисованные в произвольном порядке. Полный хаос!)

Честно говоря, я представления не имею, для чего такую схему можно применить, кроме оперативной записи всего, что приходит в голову. Впрочем, если бы я конспектировал каждую отдельную главу из "Бессистемных советов" - я бы, наверное, воспользовался именно такой схемой.
Здесь нам не важна ни последовательность идей, ни связи между ними, зато очень важно объединить визуально все те элементы, которые относятся к одной идее, и разделить разные идеи между собой.
Если найдете какие-нибудь еще способы упорядочивания идей - обязательно расскажите!Фокус в том, что события в ходе любой живой лекции, в книге или познавательном сюжете излагаются друг за другом, последовательно, и иногда бывает сложно сходу разобраться, какая в действительности структура лучше всего подойдет для конспекта (есть соблазн постоянно использовать одну, излюбленную, или просто следовать за лектором, используя раз за разом последовательное изложение даже там, где больше подошел бы другой вариант.).
Но поскольку структур всего три, нужно всего лишь прикинуть и попробовать ответить на вопрос: что для понимания темы важнее -
последовательность отдельных частей рассказа или
связи между отдельными идеями? Или ни то и ни другое, и это просто набор никак не связанных между собой фактов?
И все, дальше вам останется только выбрать самую симпатичную из предложенных ниже и подходящих к выбранной структуре композиционных схем. Или придумать собственную)
2. Несколько композиционных схем; Упражнение 1
Несколько композиционных схем

Их я специально опишу в произвольном порядке, чтобы вам было хоть немного посложнее выполнять первое задание!)))
Линейная схема: больше всего напоминает по построению обычную книжную страницу, рисуется (и читается) с верхнего левого угла к нижнему правому.
Хороша тем, что к конспекту можно добавлять сколько угодно новых страниц и разворотов, аж пока блокнот не кончится, и не нужно думать, как уместить его на одном листе.
пример
Древовидные скетчи: центральная идея, несколько подчиняющихся ей второстепенных, у большинства из них есть свои "подчиненные" идеи. Отдельные мелкие идеи могут быть связаны между собой и напрямую.
Центральная идея не обязательно должна располагаться сверху или по центру - тут можно проявить фантазию)

Вертикальные скетчи: Занимают ровно одну страницу/разворот и читаются сверху вниз, как полоса газеты (иногда даже в несколько колонок!).

Минус очевиден сразу: сложно рассчитать необходимое количество места на странице. Плюс, собственно, тоже: такие конспекты, как правило, очень легко читать.
пример
Лучеобразные скетчи: в центре - название лекции/тема, к ней присоединены отдельные подтемы, которые, в свою очередь, развиваются деталями и нюансами.
Впрочем, название может быть вовсе и не в центре, а, например, в углу, а отдельные аспекты темы вполне могут быть связаны между собой.

Неоспоримое преимущество таких схем в том, что дополнительную "спицу" к основной теме можно добавить в любой момент.

Траекториальные скетчи: информация в них располагается вдоль какой-то траектории, которая, собственно, и диктует порядок записи и чтения.

Плюсы: оригинально смотрится и неплохо передает естественное течение мысли в живой лекции, например.
Минусы: такую композицию иногда сложно просчитать и на что-то может не хватить места на странице.
Модульные скетчи:
Если вы заранее знаете, сколько частей будет в лекции (или семинаре, на котором выступающие объявлены заранее), то страницу можно заранее разделить на необходимое количество модулей и постараться уместить информацию каждой части (или основные идеи выступления каждого участника) в один модуль.

Здесь проблема нехватки места может встать еще более остро, особенно если вам захочется непременно объединить все части единого мероприятия (все выступления или все разделы) на одной странице.

Скетчи-небоскребы:
Это настоящая находка для "круглых столов", во время которых высказываются несколько разных людей, но не едиными выступлениями, а в разное время.
Разделив страницу на колонки по числу участников, можно добавлять важные комментарии каждого из них в соответствующую колонку.
Тут минус тоже очевиден: вам придется очень избирательно подходить к выбору цитат, чтобы скетч уместился на одной странице!

Попкорн:
Здесь отдельные идеи расположены на странице в свободном порядке, название лекции и имя автора тоже может располагаться где угодно, и запечатлению идей уделяется куда больше внимания, чем связям между ними.

Читать такие скетчи ради информации гораздо сложнее, чем все остальные - зато намного интереснее, к тому же (это известный факт) при взгляде на не связанные между собой мысли ваш мозг немедленно включается в работу, пытаясь их связать, и так могут родится интересные идеи и открытия)
К тому же в процессе рисования вам можно не задумываться о том, куда зарисовать или записать очередную мысль, просто запихните ее на свободное место))
Упражнение 1:
1) думаю, вы уже сообразили, что, в сущности, каждая из этих схем является лишь частным случаем одного из трех вариантов структуры - и, думаю, сами разберетесь, какая схема к какому типу структуры подходит)
2) найдите не меньше 5 чужих конспектов, которые нравятся именно вам (например, в поиске по картинкам в Гугле, или по хэштегу #sketchnote или #sketcnoting в инстаграм или пинтерест). Определите, какая схема используется для каждого из них (или к какой схеме каждый из них ближе). Ничего страшного, что большинство конспектов на английском: обратите внимание, что структура хорошо воспринимается, даже если вы не знаете языка. Упражнение 2:
Потренируемся, составляя логические схемы коротких текстов (это нормально, если у разных людей для разных текстов будут разные схемы))
Можно не придумывать специально, как зарисовать отдельные понятия: если придумается на ходу, рисуйте, если нет - не тратьте время и просто пишите текстом. Главное сейчас - понять и выделить структуру каждого отдельного текста. Последовательная или карта связей? Если последовательная - что за чем следует? Если карта связей - какой элемент какому подчиняется, какой объединяет в себе несколько?
Тренируемся:
Укладываем в схему
Укладываем в схему...
Строчку из рекламы:
"В нашем отеле есть прекрасные возможности как для пляжного отдыха, так и для активных его видов: рыбалки, альпинизма и пеших экскурсий!"
Сказочную историю о максимальной защите:
"Смерть в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дереве!"
Записку:
"Купи пятилитровую бутылку минеральной воды, и, если будет кукуруза - ее, яйца, майонез и банку тунца (обязательно в масле!). Если кукурузы нет, возьми баклажаны и курицу (не замороженную!)"
Афоризм:
"Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!"
Жизненно важную информацию о птичках:
Жаворонковые - семейство птиц отряда воробьинообразных (к этому же отряду относятся, например, крапивники, ткачики и райские птицы). Жаворонковые - птицы малого или среднего размера, 10-25 см, весом 15-80 г. Семейство насчитывает 18 видов, в том числе рогатый жаворонок (Америка) и январский жаворонок (Австралия). В России встречается 14 из этих видов.
...и о письменности:
Финикийская письменность, появившаяся в 15 в до н.э. стала родоночальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем.
Существует множество теорий ее происхождения, среди которых Египетская теория, Синайская, Критская, теория "недостающего звена" и другие.
Уже в 10 веке до н.э. финикийский алфавит широко распространилась по Средиземноморью и Азии. Примерно к 800 году до н.э. относят возникновение на его основе греческого алфавита, который, в отличие от финикийского, использовал гласные: веком позже из него выделяется этрусский алфавит, а к 400 году на его основе появляется латинский алфавит, ставший основой письменности всех современных романских, германских и множества других языков.
Совет: не забывайте отбрасывать несущественную информацию (особенно в последних двух абзацах))В свободное время тренируйтесь, пытаясь найти логичную структуру в любой информации: выделяйте главное и второстепенное, пытайтесь определить, важна ли здесь последовательность и/или связь между частями, представляйте, как бы вы ее зарисовали.
Упражнение 3:Упражнение 3:Угадайка.
Зарисуйте не менее трех фразеологизмов для угадывания остальными участниками, и сами постарайтесь отгадать как можно больше чужих зарисовок)А теперь - главная часть занятия))
Как всегда,
выбираем себе видео и конспектируем) Сегодняшнее видео я вам советую хотя бы частично просмотреть и прослушать до начала конспектирования, чтобы легче было определить, какая структура лучше всего подойдет для нее (и почему)).
Постарайтесь использовать новую для вас схему, если она подойдет для вашей сегодняшней лекции.
Напоминаю: выбирайте пока видео не длиннее 20 минут и не стесняйтесь ставить на паузу!
Настоятельно рекомендую попробовать конспектировать видео- или аудиолекцию: текст конспектировать проще, но конспектирование "на слух" полезнее для развития навыка и раскрепощает)Выкладывайте скетчи и упражнения в комментарии.
PS Если вам нужна более конкретная обратная связь, чем я даю в комментариях к занятиям - задавайте вопросы
здесь (там же можно попросить о помощи других участников сообщества - вместе можно найти интересные варианты)
смотреть
Я вот сейчас еще пост повешу для похвастушек - скопируете еще и туда, если не сложно? Или я сам скопирую)
Как же здорово, что вы продолжаете использовать визуальное конспектирование))
И, кстати, с "воздухом", мне кажется, у вас все отлично сейчас)
конспект видео: зеркальные нейроны
Про защиту - тоже отлично, вы, по-моему, первый, кто додумался закрутить эту цепочку в спираль, классная находка!
Со списком покупок: спойлер-подсказка, читать только выполнившим задание!))
Мини-конспект про птичек удался отлично - и не только с точки зрения структуры, вы, наверное, и сами видите)
Относительно письменности - тоже немного подсказок - сначала выполните упражнение сами!)
В конспекте я у вас вижу склонность записывать цельные фразы вместо рисования или записывания отдельных понятий/образов и связей между ними: в этом нет ничего плохого, но можно сильно облегчить себе задачу, если постараться переключиться в режим визуализации - или хотя бы не записывать фразы целиком, а только ключевые понятия. Повторюсь, ваш вариант тоже неплох: вы явно фиксируете только основное, и отлично располагаете элементы конспекта на листе, и (недостижимые для меня высоты!) у вас отлично читаемый почерк!)
На будущее попробуйте все-таки абстрагироваться от построения фраз и фиксировать только образы и структуру. Не бойтесь упустить нюансы: ваша цель - не запомнить дословную формулировку, а зафиксировать общий смысл лекции. Так оно будет и быстрее, к тому же (ну, не на первых порах, когда будете только учиться переключаться - но потом точно!)
В конспекте с птичками увидела сейчас еще два момента, которые можно было зарисовать, а не записать (про вес и размер). Дорисовала в конспект картинки. Ну, и на будущее учту )
Про письменность - м, да... пожалуй, там и правда можно было временную шкалу взять. Не догадалась ))
Про целые фразы - да, есть за мной такая склонность. Пока сильно цепляюсь за точность формулировок.
И да, очень важно понять сначала, какая именно логическая структура в высказывании, и не всегда это сразу удается. Но с практикой получается все лучше)
Рассматривая типы конспектов заметила, что внимание привлекают полностью заполненные странички, но они же и раздражают, потому что годятся только на то, чтобы разгадать ребус, если нечего больше делать. Почерпнуть полезную информацию из чужого хаотичного конспекта очень трудно. Из своего - может быть, по принципу натаскал каких-то мыслей и в голове восстановилась общая картина, если знаком с темой и хорошая память.
упражнения
читать дальше
Это верно: помимо индивидуальных различий в образном/ассоциативном мышлении мешает отсутствие структуры.
Из своего - может быть, по принципу натаскал каких-то мыслей и в голове восстановилась общая картина, если знаком с темой и хорошая память.
Как ни странно, свои конспекты запоминаются намного лучше, даже если они построены в максимально хаотичной манере. Иногда вспоминаются даже те детали, которые не зафиксированы непосредственно в конспекте)
Но это надо попробовать, чтобы прочувствовать до конца - например, просмотрев один из первых своих конспектов спустя несколько недель и убедившись в том, как много можно восстановить.
По упражнениям: список покупок отличный, ничего не упустили, и условие выбора зафиксировано.
Очень здорово с поступком-характером-судьбой, по-моему, такого варианта еще не было)
И к остальным схемам не придраться: основное зафиксировано, отношения между отдельными частями наглядно показаны. В части письменности вы отлично справились и с последовательностью, и со структурой. В общем, очень у вас все классно со структурированием информации))
по поводу конспекта:
смотрите, у вас так здорово структурирована часть с разделением по источникам получения, там ясно видно, что вот по источникам получения память делится на такую-то и такую-то. Но вот с разделением по времени хранения можно было бы сделать аналогично, направив стрелки к этим трем видам от блока с "продолжительностью хранения", чтобы было нагляднее.
А на моторную и эмоциональную память по какому признаку делится, не было в передаче? Можно было бы и этот момент добавить, если бы было.
Но вы отлично справились с проблемой размещения: задача показать, что и сенсорная память тоже делится по источникам получения информации, достаточно нетривиальная, а вы ее решили очень элегантно, мне кажется.
Много мелких данных так и не нашла куда приткнуть.
Ничего страшного, если четкая структура в основной части конспекта будет совмещена со схемой "полный хаос" в части мелких фактов и примечаний) Так что смело "притыкайте" интересные моменты (особенно зацепившие вас эмоционально) на любое свободное место на листе)
Конспектировала текст, а не видео, на полпути задолбалась, честно говоря. Возможно, тут будет лучше линейная структура. А лучше всего, по-моему, получились иероглифы. Но ими всё не законспектировать, да и долгие они по выписыванию.
По упражнениям:
со структурой у вас все отлично, и главное/второстепенное вы прекрасно видите, и отношения между отдельными элементами.
Разве что вот в первом самом (про поступок-характер-судьбу) спойлер! читать только тем, кто уже выполнил задания)
про птичек и письменность - самые сложные и объемные части - вы отлично уложили в схему. В списке покупок тоже ничего не упустили- разве что спойлер!)
Насчет конспекта - совсем вы себя не щадите) Это ж такой объем огромный, судя по всему)
на полпути задолбалась, честно говоря.
Ничего удивительного!
Все-таки попробуйте отрывки поменьше конспектировать - не целиком главу, допустим, а какую-то смысловую часть. Тренироваться лучше на чем-то, что не задолбает объемом, особенно поначалу)
Насчет структуру, к сожалению, не посоветую, мне сложно разобрать текст. Но на мой взгляд структура видна и достаточно четкая, я думаю, проблем с ориентированием в конспекте быть не должно. У вас чередуются более "визуальные" и более "текстовые" блоки - и, кстати, это очень гармонично смотрится. Надо будет взять на вооружение)
Единственное что - хотя бы на время курса попробуйте отойти от стремления записывать куски текста, лучше стараться все уложить в схемы, по крайней мере, если не принципиально абсолютно точное цитирование до последнего слова.
Это я не к тому, что текстом конспектировать нельзя: можно, нужно и часто без него не обойтись. Но на время обучения лучше стремиться переключаться в визуальный режим. Потом, со временем, баланс между текстом и визуальным конспектом найдется оптимальный для вас)
В верхнем левом углу - геометрия, там тоже получилось хаотично, так как есть лучи второго порядка, но текста меньше, оно хотя бы влезло.
урок
конспект
Лейла Малкавиан, это ничего, поначалу все непривычное сложно) Упражняйтесь в этом почаще - и с каждым днем будет все легче)
По структурам: все замечательно, разве что в списке покупок непонятно, что наличие кукурузы поставлено основным условием выбора между двумя наборами продуктов (да, можно логически догадаться, но учебная задача - передать именно заданную фразу максимально точно). При этом отличная визуализация, и список вышел явно нагляднее и интереснее, чем если бы его записали текстом))
С птичками: не читается, как именно жаворонковые соотносятся с воробьинообразными - хотя я уверен, что вы сами, просмотрев этот конспект даже спустя несколько недель, отлично вспомните все подробности)
2all
Уже выполнившим упражнения очень советую полюбопытствовать, как его выполнили остальные участники (если вы, конечно, еще этого не сделали)). Возможно, увидите интересные решения!
хм, с кукурузой да, как-то некрасиво получилось. я придумаю как переделать)
а вот с воробьинобразными идей нет, все годы учёбы так записывала....) пприсмотрюсь к конспектам согрупников)